Чемпионат мира по футболу в России
Проект «Ведомостей» при поддержке Ulysse Nardin

Самолетом, поездом, автомобилем

Добраться до стадиона на матч ЧМ и не опоздать

Александр Губский

Словно чья-то сигарета стоп-сигнал в ночах:

Кто-то тоже держит путь.

Незнакомец, незнакомка - здравствуй и прощай,

Можно только фарами мигнуть.

Ю. Визбор

У FIFA – cложная многоступенчатая система аккредитации для журналистов: сначала в самой организации, затем на конкретное мероприятие (в нашем случае – на чемпионат мира), затем на стадионы (на все или только в определенных регионах), и, наконец, подтверждение мест на конкретные матчи. С последним пунктом оказалась сопряжена проблема, объяснимая с точки зрения FIFA, но доставившая массу неудобств журналистам, впервые работающим на ЧМ. После подтверждения места на конкретный матч журналистам выдают билеты на медиа-трибуну, один билет в одни руки. Проблема в том, что билет на матч можно забрать только непосредственно на стадионе, где матч проходит, и не позднее чем за два часа до его начала. Невостребованные до этого времени билеты распределяются среди журналистов из листа ожидания (заявок на билеты больше, чем мест на медиа-трибуне), а СМИ, журналисты которых не выбирают одобренную квоту билетов, рискуют получить запрет на посещение будущих матчей. Незнакомые с этим требованием журналисты из неспортивных СМИ (причём из разных стран), были неприятно удивлены: многие из них бронировали авиа- и ж/д билеты в города ЧМ заранее, и оказалось, что они не успевают на стадионы, чтобы забрать свои билеты.

Столкнулся с этой проблемой и я: единственный железнодорожный билет в Нижний Новгород на матч Англия-Панама, который мне смогли найти друзья в РЖД (в свободной продаже не было уже ничего), оказался на поезд, приходящий в Нижний за 1,5 часа до начала матча. Нормально для болельщика с билетом, но неприемлемо для журналиста. Оставалось два варианта: на электричках или за рулем автомобиля. Расстояние между Москвой и Нижним совсем не страшное – около 450 км, проблема в том, что на выезде из Москвы трасса М7 – одна из самых загруженных (а до строительства эстакад в Балашихе была самой загруженной, читал я: число машин на Горьковском шоссе в часы пиковой нагрузки в пять раз превышало пропускную способность трассы). У нас дача по Горьковскому шоссе, и в «дачный день» 35 км можно ехать и два, и три часа.

Изначально я хотел выехать в Нижний с рассветом в воскресенье, чтобы добраться в город к полудню, получить билет, посмотреть матч и сразу после отправиться обратно - и в ночи приехать домой. Но по здравому размышлению выбрал более щадящий вариант: выехал из Москвы вечером в субботу после окончания матча Бельгия-Тунис, решив заночевать на подъездах к Нижнему, а утром спокойно въехать в город.

И это оказалось правильным решением: вечером в субботу поток дачников уже схлынул, дальнобойщиков тоже оказалось немного, так что шоссе почти на всём протяжении оказалось «зеленым». На М7 от Москвы до Нижнего остался один откровенно позорный участок двухполюсной дороги – на объезде Владимира – где фуры сильно тормозят среднюю скорость движения. Интересно, суммы, потраченной на «выкатное» поле стадиона «Санкт-Петербург», которое так и не способно перемещаться, хватило бы на реконструкцию этого участка дороги М7?

На трассе самым заметным (по крайней мере, для меня) был поток машин с московскими номерами двигавшимися в сторону Нижнего – очевидно, на матч ЧМ. С двумя машинами – Audi A5 и Honda Accord – мы как встали вместе еще в Балашихе, так и доехали почти до Нижнего: я решил заночевать в Гороховце, и моргнув аварийкой спутникам на прощанье, свернул в город, который в этом году празднует 850-летие. Audi, в которой ехали двое мужчин, моргнула мне и продолжила путь.

На следующий день к полудню я был уже в Нижнем. Интуиция меня не обманула: на перехватывающих парковках вокруг стадиона оказалось много машин с московскими (и другими иногородними номерами): Англия на групповом этапе играет также в Волгограде и Калининграде, и многие россияне приехали посмотреть на неё именно в Нижний.

Стадион «Нижний Новгород» построен в окружении гипермаркетов Auchan, Castorama и Décathlon - и были сомнения, разрешат ли им работать в время ЧМ. Дело в том, что по правилам FIFA любая торговая деятельность в 2-километровой зоне вокруг стадионов во дни матчей ЧМ возможна лишь с письменного разрешения FIFA. Сделано это для защиты спонсоров FIFA, чтобы не допустить появления рядом со стадионом конкурирующих марок. И, зная нравы отечественной бюрократии, был риск, что ретивые чиновники запретят вообще всю торговлю.

«Никакого запрета торговым точкам торговать продукцией, произведенной не спонсорами FIFA, нет», - говорил «Ведомостям» генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин. «Конечно, запретим все в дни чемпионата», - сказал мне после этого нижегородский чиновник. К счастью, этого не произошло. Castorama в воскресенье объявила выходной - а кому придет в голову покупать стройматериалы в день матча, когда близлежащие улицы перекрыты для транспорта? Зато Decathlon работал в обычном режиме. Работал и «Перекресток» на ул. Совнаркомовской, находящийся в двухкилометровой зоне, и торговал всем своим обычным ассортиментом, за исключением алкоголя, включая пиво (причём объявления об этом были сделаны на английском языке). Такое решение приняли нижегородские власти. В Саранске пиво в день матча продавалось и, проведя в центре маленького города в окружении десятков тысяч болельщиков 13 часов, я диагностировал лишь четырех выпивших и ни одного пьяного.

P.S.

Вчера я написал колонку, что футбол благодаря VAR становится справедливее. Но после судейских решений в матчах Германия - Швеция и, особенно, Англия - Панама, похоже, мне придётся взять свои слова обратно: ошибок по-прежнему слишком много, и видеорефери не способны их исправить, если судья в поле не сомневается в своём решении. Работа безусловно прогрессивной системы VAR нуждается в корректировке. 

Смотрите также